Альфа Карьера — блог
Выбор профессии

Почему современным подросткам тяжело в выборе профессии?

Эту статью написал мальчик 11 класса Кирилл Королев, который в Школе профориентации и карьеры «Альфа» проходил комплексную профориентацию. По результатам работы с профориентологом Дведенидовой Татьянаой Николаевной выбрал направление, связанное со словом, с текстами: журналист, филолог, сценарист, писатель. Размещаем без правок, полностью авторский текст.
«И вот наступает этот судьбоносный момент: ещё вчерашние школьники сдают все экзамены, выходят из так нелюбимых ими школьных стен, с аттестатом в руке, и делают первый шаг, на пути к взрослой жизни. И пока-что они наслаждаются своей свободой, но в голове непременно вспыхивает один и тот же вопрос, который мучил их ещё при учебе — кем же работать и чем зарабатывать на хлеб насущный?

Все чаще и чаще, современные подростки сталкиваются с неуверенностью в выборе профессии. Хотя, казалось бы, в нашем XXI веке, при наличии свободного доступа к цифровой информации и искусственному интеллекту, дети могут обладать обширным багажом знаний, даже большим чем у их родителей, когда они были такого-же возраста. Но все равно, если спросишь у них о представлении своего будущего, внятного ответа они найти не могут. Почему же у современного поколения возникла такая существенная проблема?

Подростковый период — интереснейший, с точки зрения психологии, этап человеческого взросления и развития: это уже не детсадовец, но ещё и не совершеннолетний, словно мостик от беспечного детства к суровой жизни. И на данном этапе, для несформированного человека характерна неуверенность во всем: в себе, в своем характере и способностях и т. д. А когда, на его голову, ещё и сваливается эта неизбежная обязанность выбрать профессию, прямо сейчас, это может даже привести к экзистенциальному ужасу!

Да, всё же мы люди разные, и каждый справляется с этой задачей по-свойски: одни индивиды, чуть-ли не с 12 лет, выбрали профессию своей мечты, и остаются верны своему решению, будучи уверенными в своих навыках; другие же просто блокируют эти тяжелые размышления о грядущем, по сути запираясь в своем внутреннем «иллюзионном» мир, лишь-бы не сталкиваться с болезненной реальностью. Кто-то продолжает традицию семьи — идет работать туда-же, где работал его отец и дед; а кто-то, сгоряча, выбрал профессиональную сферу, учился на неё, и в итоге понял, что это не его, и время потрачено впустую.

Также, стоит обращать внимание на контекст времени, в котором живет индивид. В нашем современном мире происходят настоящие реформы в мире профессий — количество новых мест для работы неимоверно растет, а некоторые привычные должности становятся не такими востребованными (в частности, из-за внедрения искусственного интеллекта). Ну и конечно, прибавим, что у подростка несомненно есть какие-либо увлечения и хобби, но вот разобраться в них, и выбрать на чем основывать свою профессиональную карьеру, им не удается. Тут ещё играет свою роль «врожденное подростковое бунтарство против устоев». Они не хотят жить как их бабушки и дедушки, которые после школы пошли на завод, и проработали там всю свою молодость. Для подростков важно разнообразие, чтобы вкус к жизни не потерялся.

Что-же по итогу: лицезрение абсурдно-большого и нестабильного мира профессий, непонимание своих интересов и хобби, а также страх перед таинственным будущим, смешиваются во внушительную головную и душевную боль, от которой хочется бежать.

Но к счастью, за совершенными проблемами следуют современные решения: старшее поколение начало уделять более пристальное внимание на данную проблему молодежи, и теперь старается им помочь, при помощи, к примеру, профориентационных занятий, где юношам и девушкам дают возможность разобраться в профессиональных сферах, вузах, но в первую очередь — в себе самих.

Что должны понимать взрослые? Подросток — все тот же ребенок, который боится сделать шаг на встречу неизвестности. И всё что он хочет, так услышать, что его ждет счастливая взрослая жизнь, где его ждут открытия, и где он справится со всем, что встанет на его пути".

Кирилл Королев, ученик 11 класса