Мы говорим: «Важно верить в себя и не опускать руки». Всё должно подкрепляться делом. Поэтому, на старте профориентации, мы выявляем увлечения и профессиональные предпосылки подростка. Лиза с младшего возраста изучает иностранный язык. Уже 10 лет девушка занимается английским языком вне школьной программы и ей это нравится.
«С детства я люблю изучать иностранные языки, у меня привита к ним любовь с 1 класса. Я постоянно смотрела зарубежный You Tube и сериалы на английском языке» — рассказывает Лиза о себе на первой встрече профориентационного квест-проекта.
Увлечения детства дали свои плоды. За 10 лет изучения иностранного языка, Елизавета участвовала во многих олимпиадах. За это время она заняла призовые места и даже вошла в тройку лидеров". Весной в 10 классе она создала первую проектную работу по теме «Изучение английского языка с помощью просмотра сериалов и фильмов в оригинале». Всё это девочка написала полностью на английском языке. Труд начинающего лингвиста был оценён твёрдой пятёркой.
![](https://static.tildacdn.com/tild3630-3131-4235-a536-316535396331/Gerasimyuk_Liza_3.jpg)
Лиза самостоятельно выбрала профессию переводчика английского языка, но затем засомневалась. Как все подростки на пороге старших классов, она была озадачена вопросом «Кем мне быть?» и вместе с мамой обратилась к профориентологу-психологу Дведенидовой Татьяне Николаевне в Школу профориентации и карьеры «Альфа».
Достижения в сфере языка были видны, но это только Hard Skills — твёрдые навыки, используемые в конкретной деятельности. Важно, но мало для точного выявления профессионального пути. Помимо интересов подростка обратите внимание на личностные характеристики и познавательные процессы, типа темперамента, памяти, внимания и Soft skills — мягкие навыки.
Для комплексной диагностики Елизавета прошла специализированный тест «Digital Human», в результате выявлено:
Елизавета креативная, общительная, адаптивная — умеет подстраиваться под изменения окружающей среды, имеет склонности к лидерству и высокую стрессоустойчивость. Данные Soft Skills гарантируют профессиональный рост и успех в любой сфере!
В ценностях школьницы: желание выступать перед зрителями и добиваться признания, управлять людьми и процессами, делиться своими навыками с другими.
Интересы школьницы: сфера образования — учить людей новому делясь своими знаниями, управлять деятельностью и создавать что-то новое.
Девушке важно в профессии постоянное развитие — изучение нового, коммуникация и самореализация в деятельности. Поэтому, Елизавете рекомендованы профессии типа «Человек-человек» — профессии, направленные на общение с людьми и взаимном влиянии. Также, согласно тесту Климова, Елизавета предрасположена к профессиям «Человек-знаковая система». Это объясняет её тягу к языкам, ведь все языки — символы, входящие в систему символов.
![](https://static.tildacdn.com/tild3439-3265-4232-a364-386262373063/E9LPEPcYu-Y.jpg)
«Согласно данным, которые я получила на самопознании, склоняюсь к профессиям: преподаватель/педагог в языковой школе. В дальнейшем могу развиваться в этой профессии и рассмотреть такие варианты повышения квалификации, как разработчик образовательных траекторий, тьютор, модератор, методист, координатор образовательной онлайн-платформы» — говорит старшеклассница на итоговой встрече.
![](https://static.tildacdn.com/tild3230-3632-4764-a564-386335393730/jGdJdujza-Q.jpg)
Правильность выбора профессии подтвердилась и имеющейся практикой, погружением в работу с детьми, еще обучаясь в школе. Летом наша выпускница получала ценный опыт в языковом лагере. Она работала вожатой. Три недели Елизавета руководила детским коллективом: устраивала интересные мастер-классы для ребят, разрешала конфликты и создавала тёплую атмосферу для своего отряда.
Лиза не только помогала сделать досуг ребят ещё ярче и увлекательнее, а и проводила занятия. На них начинающий педагог объясняла детям новый материал, отвечала на интересующие вопросы и разрушала миф, что иностранный язык — это трудно. Любой урок для детей станет радостью если учитель вложил в него душу. За проведённое время в лагере, Лиза поняла, что ей нравится обучать, сама деятельность вызывает интерес и дает энергию.
![](https://static.tildacdn.com/tild3238-6633-4138-a364-333262393234/Gerasimyuk_Liza_4.jpg)
Мы полгода следили за успехами Лизы и гордимся целеустремлённостью нашей выпускницы. Сейчас Лиза в 11 классе, она выбрала предметы для сдачи ЕГЭ и уже готовится к экзаменам. В сентябре Елизавета встретилась Татьяной Николаевной и поделилась своим положительным опытом работы над школьным проектом и радостью от взаимодействия с детьми в языковом лагере. Тогда профориентолог и старшеклассница вместе рассмотрели карьерную траекторию будущей студентки лингвистического института.
В нашей практике очень редко подростки выбирают профессию учителя. Но Лиза поняла, что эта профессия связана с ее ценностями и интересами. Она написала о перспективах выбранной профессии: «В список моих профессий входят профессии будущего. Более того, дети постоянно нуждаются в образовании, так что учеба актуальна всегда; после работы в организации (языковая школа) можно открыть свой собственный языковой центр; преподавателям легко переквалифицироваться и их знания не только материала, но и психологии помогают работать в разных сферах».
После окончания квеста «Моя будущая профессия» мы всегда находимся на связи с нашими выпускниками и обязательно встречаемся с ними в 11 классе, чтобы окончательно проверить нашу гипотезу по профессиональному выбору старшеклассника. Важно помнить, что профориентация — это ответственный процесс, который требует совместных усилий и сотрудничества, как со стороны подростка и родителей, так и со стороны профориентолога.