Альфа Карьера — блог
Выбор профессии

Лиза Герасимюк - будущий преподаватель иностранных языков

«Я решила поступать по специальности: «Лингвистика. Теория и методика преподавания иностранных языков» — говорит Елизавета на завершающей встрече с профориентологом. Девушка уверена в себе, поэтому после окончания школы рассматривает обучение в ВУЗах столицы: МГУ и МГПУ. Возможно, кто-то подумает, что это слишком смелое заявление. Ведь ЕГЭ становится сложнее, проходные баллы растут, а абитуриентов, мечтающих покорить «Москва-Сити», становится всё больше.

Мы говорим: «Важно верить в себя и не опускать руки». Всё должно подкрепляться делом. Поэтому, на старте профориентации, мы выявляем увлечения и профессиональные предпосылки подростка. Лиза с младшего возраста изучает иностранный язык. Уже 10 лет девушка занимается английским языком вне школьной программы и ей это нравится.
«С детства я люблю изучать иностранные языки, у меня привита к ним любовь с 1 класса. Я постоянно смотрела зарубежный You Tube и сериалы на английском языке» — рассказывает Лиза о себе на первой встрече профориентационного квест-проекта.

Увлечения детства дали свои плоды. За 10 лет изучения иностранного языка, Елизавета участвовала во многих олимпиадах. За это время она заняла призовые места и даже вошла в тройку лидеров". Весной в 10 классе она создала первую проектную работу по теме «Изучение английского языка с помощью просмотра сериалов и фильмов в оригинале». Всё это девочка написала полностью на английском языке. Труд начинающего лингвиста был оценён твёрдой пятёркой.



Лиза самостоятельно выбрала профессию переводчика английского языка, но затем засомневалась. Как все подростки на пороге старших классов, она была озадачена вопросом «Кем мне быть?» и вместе с мамой обратилась к профориентологу-психологу Дведенидовой Татьяне Николаевне в Школу профориентации и карьеры «Альфа».

Достижения в сфере языка были видны, но это только Hard Skills — твёрдые навыки, используемые в конкретной деятельности. Важно, но мало для точного выявления профессионального пути. Помимо интересов подростка обратите внимание на личностные характеристики и познавательные процессы, типа темперамента, памяти, внимания и Soft skills — мягкие навыки.

Для комплексной диагностики Елизавета прошла специализированный тест «Digital Human», в результате выявлено:

Елизавета креативная, общительная, адаптивная — умеет подстраиваться под изменения окружающей среды, имеет склонности к лидерству и высокую стрессоустойчивость. Данные Soft Skills гарантируют профессиональный рост и успех в любой сфере!

В ценностях школьницы: желание выступать перед зрителями и добиваться признания, управлять людьми и процессами, делиться своими навыками с другими.

Интересы школьницы: сфера образования — учить людей новому делясь своими знаниями, управлять деятельностью и создавать что-то новое.

Девушке важно в профессии постоянное развитие — изучение нового, коммуникация и самореализация в деятельности. Поэтому, Елизавете рекомендованы профессии типа «Человек-человек» — профессии, направленные на общение с людьми и взаимном влиянии. Также, согласно тесту Климова, Елизавета предрасположена к профессиям «Человек-знаковая система». Это объясняет её тягу к языкам, ведь все языки — символы, входящие в систему символов.


«Согласно данным, которые я получила на самопознании, склоняюсь к профессиям: преподаватель/педагог в языковой школе. В дальнейшем могу развиваться в этой профессии и рассмотреть такие варианты повышения квалификации, как разработчик образовательных траекторий, тьютор, модератор, методист, координатор образовательной онлайн-платформы» — говорит старшеклассница на итоговой встрече.


Правильность выбора профессии подтвердилась и имеющейся практикой, погружением в работу с детьми, еще обучаясь в школе. Летом наша выпускница получала ценный опыт в языковом лагере. Она работала вожатой. Три недели Елизавета руководила детским коллективом: устраивала интересные мастер-классы для ребят, разрешала конфликты и создавала тёплую атмосферу для своего отряда.

Лиза не только помогала сделать досуг ребят ещё ярче и увлекательнее, а и проводила занятия. На них начинающий педагог объясняла детям новый материал, отвечала на интересующие вопросы и разрушала миф, что иностранный язык — это трудно. Любой урок для детей станет радостью если учитель вложил в него душу. За проведённое время в лагере, Лиза поняла, что ей нравится обучать, сама деятельность вызывает интерес и дает энергию.


Мы полгода следили за успехами Лизы и гордимся целеустремлённостью нашей выпускницы. Сейчас Лиза в 11 классе, она выбрала предметы для сдачи ЕГЭ и уже готовится к экзаменам. В сентябре Елизавета встретилась Татьяной Николаевной и поделилась своим положительным опытом работы над школьным проектом и радостью от взаимодействия с детьми в языковом лагере. Тогда профориентолог и старшеклассница вместе рассмотрели карьерную траекторию будущей студентки лингвистического института.

В нашей практике очень редко подростки выбирают профессию учителя. Но Лиза поняла, что эта профессия связана с ее ценностями и интересами. Она написала о перспективах выбранной профессии: «В список моих профессий входят профессии будущего. Более того, дети постоянно нуждаются в образовании, так что учеба актуальна всегда; после работы в организации (языковая школа) можно открыть свой собственный языковой центр; преподавателям легко переквалифицироваться и их знания не только материала, но и психологии помогают работать в разных сферах».

После окончания квеста «Моя будущая профессия» мы всегда находимся на связи с нашими выпускниками и обязательно встречаемся с ними в 11 классе, чтобы окончательно проверить нашу гипотезу по профессиональному выбору старшеклассника. Важно помнить, что профориентация — это ответственный процесс, который требует совместных усилий и сотрудничества, как со стороны подростка и родителей, так и со стороны профориентолога.