Альфа Карьера — блог
2023-02-22 13:19 Карьера

Интервью с профориентологом-психологом Дведенидовой Т.Н.

Журналист газеты «Алтайская правда» взял интервью у#nbsp;Татьяны Николаевны Дведенидовой, руководителя Школы профориентации и#nbsp;карьеры «Альфа», профориентолога-психолога, карьерного консультанта.

—#nbsp;Как у#nbsp;современных подростков с#nbsp;пониманием того, кем они хотят быть? И#nbsp;чем обоснованы проблемы в#nbsp;самоопределении?

—#nbsp;70% школьников не#nbsp;знают, чем хотят заниматься в#nbsp;будущем и#nbsp;только 5% определяются точно (по#nbsp;данным исследования WorldSkills Russia). И#nbsp;это системная проблема всей профориентационной работы в#nbsp;нашей стране: мало профориентологов-практиков, а#nbsp;у#nbsp;школы свои задачи. При этом родители не#nbsp;знают, как помочь ребенку, имеют слабое представление о#nbsp;том, как проводится современная профориентация. Подростки не#nbsp;знают, как выбирать профессию, не#nbsp;понимают своих преимуществ, сильных сторон. У#nbsp;них есть страх ошибиться при выборе, и#nbsp;знание разных профессий#nbsp;— слабое.

—#nbsp;Почему профориентация важна для школьников Алтайского края?

—#nbsp;Осознанная профориентация дает возможность школьникам в#nbsp;будущем не#nbsp;потерять время и#nbsp;силы вначале на#nbsp;обучении не#nbsp;своей профессии, а#nbsp;затем и#nbsp;на#nbsp;нелюбимой работе. Для экономики страны тоже важно.

—#nbsp;Как вы#nbsp;относитесь к#nbsp;определенной профориентации уже в#nbsp;старших классах школы (набор в#nbsp;классы «физтех», «химбио» и#nbsp;тд)?

—#nbsp;Положительно. Однако до#nbsp;выбора профиля класса хорошо#nbsp;бы пройти индивидуальную профориентацию.

—#nbsp;Какие есть модели профориентации в#nbsp;школе и#nbsp;как они реализуются?

—#nbsp;В#nbsp;школах разрабатывают свои модели профориентации, насколько они качественно проработаны и#nbsp;как реализуются#nbsp;— большой вопрос.

—#nbsp;В#nbsp;школе по#nbsp;новым ФГОС должна проводиться профориентация. После неё школьники действительно будут готовы к#nbsp;осознанному выбору будущего?

—#nbsp;Пока не#nbsp;понятно, как будет практически реализовываться системная профориентация в#nbsp;школе, по#nbsp;каким программам. Проблема в#nbsp;отсутствии в#nbsp;школах профориентаторов с#nbsp;современными методиками. А#nbsp;загруженные работой учителя или школьный психолог едва#nbsp;ли смогут вести эту работу системно.

Школа может закупать методические комплексы с#nbsp;программами. Например, «Профилум» предлагает платные разработки для школ в#nbsp;виде курса карьерной грамотности для 8−9 классов. Основой их#nbsp;профориентирования является критерий#nbsp;— навыки и#nbsp;интересы ребенка. Есть федеральные проекты «Проектория», «Билет в#nbsp;будущее», после тестирования ребята могут лучше узнать о#nbsp;профессиях с#nbsp;помощью дополнительных мероприятий.

Говорить#nbsp;же об#nbsp;осознанном выборе профессии при использовании только тестовых методик не#nbsp;приходится. С#nbsp;подростком нужно работать индивидуально или в#nbsp;малой группе#nbsp;— погружать его в#nbsp;тему.

—#nbsp;Какие методы профориентации можно применять в#nbsp;школе, в#nbsp;том числе обычным педагогам?

—#nbsp;Есть проверенные методики по#nbsp;профориентации, но#nbsp;не#nbsp;все они отвечают нашему времени. Можно использовать классику и#nbsp;более современные разработки: дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.#nbsp;А.#nbsp;Климова, «Матрицу профессий» Резапкиной Г., диагностику структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.#nbsp;М.#nbsp;Павлова, Н.О. Садовникова), «Карту интересов» А.#nbsp;Е.#nbsp;Голомштока, методики Э. Давыдовой и#nbsp;другие.

Но#nbsp;и#nbsp;здесь есть свои проблемы: по#nbsp;результатам применения этих методик могут получаться противоречивые данные, а#nbsp;учителям сложно все это интерпретировать#nbsp;— нужны специальные знания. На#nbsp;мой взгляд, положительно повлияет на#nbsp;осознанность выбора учеников тот#nbsp;же рассказ педагогов на#nbsp;классных часах о#nbsp;важности профориентирования и#nbsp;критериях выбора профессии. Это познакомит ребят с#nbsp;интересующими их#nbsp;профессиями. Но#nbsp;нужна программа, по#nbsp;которой они смогут регулярно проводить эту работу.

—#nbsp;Известно, что порядка 38% россиян работают не#nbsp;по#nbsp;профессии, которой они учились. Как вы#nbsp;считаете, это следствие как раз проблемы профориентации в#nbsp;школьном возрасте?

- Статистика еще более грустная. По#nbsp;данным опроса Роструда только 27% работают по#nbsp;специальности. И#nbsp;эта проблема идет от#nbsp;не#nbsp;осознанного выбора профессии в#nbsp;школьном возрасте: без понимания своих способностей, интересов, знания функционала профессий и#nbsp;соотношения своих личных качеств с#nbsp;требованиями профессии.

Конечно, это не#nbsp;единственная проблема, почему такая статистика. Например, после окончания вуза молодой человек не#nbsp;смог устроиться по#nbsp;специальности. Взрослые люди могут менять свою профессию, так как выросли из#nbsp;нее, либо ищут более высокооплачиваемую. И#nbsp;все#nbsp;же, если сделан верный выбор в#nbsp;школьном возрасте, человек все равно будет стремиться реализоваться в#nbsp;конкретной профессии.

—#nbsp;Многие родители считают, что профориентирование не#nbsp;дает точных результатов, а#nbsp;только путает ребенка с#nbsp;выбором. Насколько такая позиция обоснована и#nbsp;какова реальная результативность профориентации?

—#nbsp;Соглашусь, что такое бывает. Все зависит от#nbsp;профессионализма специалистов и#nbsp;центров профориентации. После небольшого собеседования ребенок проходит тест, затем программа выдает результат из#nbsp;более 30 профессий и#nbsp;это никак не#nbsp;облегчит жизнь родителям.

Профориентацию можно считать успешной, если ребенок может родителям ответить на#nbsp;вопросы: какую профессию выбрал? Почему именно эту? Что будешь делать, когда станешь таким специалистом? Какие экзамены будешь сдавать, какой вуз, колледж выбрал?

В#nbsp;то#nbsp;же время, мы#nbsp;понимаем, что ребенку на#nbsp;100% определиться очень сложно даже вместе со#nbsp;специалистом.

—#nbsp;В#nbsp;каком возрасте нужно проводить профориентирование и#nbsp;почему?

—#nbsp;С#nbsp;14 лет, 8 класса, когда нужно выбрать профиль класса. На#nbsp;профориентацию к#nbsp;нам чаще всего приходят родители с#nbsp;ребятами 9−10 классов. Польза от#nbsp;профориентации с#nbsp;8 класса#nbsp;— есть время заняться самопознанием, познакомиться с#nbsp;миром профессий до#nbsp;момента выбора в#nbsp;9 или 11 классе.

—#nbsp;Кто обычно инициирует профориентацию в#nbsp;семье#nbsp;— родитель или школьник?

—#nbsp;Из#nbsp;моего опыта 90% участия#nbsp;— родитель и#nbsp;только 10% - школьник.

—#nbsp;Из#nbsp;чего состоит профориентация в#nbsp;специальном учреждении?

—#nbsp;Расскажу на#nbsp;примере нашей Школы профориентации и#nbsp;карьеры «Альфа». Мы#nbsp;начинаем со#nbsp;встречи#nbsp;— родитель и#nbsp;ребенок, проводим интервью с#nbsp;родителем и#nbsp;подростком и#nbsp;экспресс-тестирование. Это бесплатный этап работы. Если сразу высвечивается направление, то#nbsp;озвучиваем и#nbsp;предлагаем глубже разобраться на:

  • профориентационном квесте «Моя будущая профессия» (в#nbsp;группе до#nbsp;8 человек);
  • профориентации в#nbsp;минигруппе до#nbsp;4-х человек;
  • индивидуальной профориентации.

В#nbsp;Школе профориентации и#nbsp;карьеры «Альфа» мы#nbsp;считаем, что внутри человека есть все ответы на#nbsp;вопросы, кем ему быть в#nbsp;жизни и#nbsp;наша задача#nbsp;— помочь. Для этого разработана собственная программа, которая базируется на#nbsp;исследовании вместе с#nbsp;подростком его личностных характеристик и#nbsp;соответствии их#nbsp;требованиям выбранной профессией. Профессия должна быть востребована в#nbsp;момент выбора и#nbsp;должна быть возможность ее#nbsp;переквалификации. Оценивается также перспектива поступления в#nbsp;вуз или суз с#nbsp;имеющимися школьными оценками по#nbsp;предметам. Для работы используется инструментарий:

  • собственные опросники,
  • интервью,
  • проективные методики,
  • новая комплексная методика тестирования Digital Human.

Методика Digital Human базируется на#nbsp;поиске и#nbsp;совпадении ценностей и#nbsp;интересов ребенка. Ценности здесь#nbsp;— это образ будущего, определяемый подростком. Анализируются мотивы, карьерные ориентации, soft skills и#nbsp;личностные качества, стили обучения и#nbsp;другие параметры. Основу методики составляет реализованная в#nbsp;ней типология карьерных или профессиональных сфер, используются классические подходы Холланда и#nbsp;Климова. С#nbsp;другой#nbsp;— учитывает реалии российской экономики и#nbsp;рынка труда.

Типология профессионального выбора включает в#nbsp;себя десять сфер:

1. Сфер экономики и#nbsp;управления.

2. Сфера здравоохранения.

3. Сфера образования.

4. Креативная сфера.

5. Сфера медиа.

6. Сфера производства.

7. Сфера силовых структур.

8. Сфера маркетинга и#nbsp;продаж.

9. Сфера#nbsp;IT.

10. Научно-исследовательская сфера.

Но#nbsp;даже такая продуманная методика не#nbsp;даст ответа#nbsp;— какую именно профессию выбрать. Это только часть нашего инструментария. Результат получается при совместной работе профориентолога с#nbsp;подростком. В#nbsp;итоге получается завершенный проект#nbsp;— подросток понимает кем быть и#nbsp;почему, какие экзамены сдавать, куда идти учиться после школы.

—#nbsp;Какие есть другие методы кроме консультирования и#nbsp;тестирования?

—#nbsp;Применяются интервью, знакомство с#nbsp;представителями профессий —#nbsp;очно и#nbsp;по#nbsp;видео, экскурсии на#nbsp;предприятия, организация практики по#nbsp;выбранной профессии.


—#nbsp;Чего не#nbsp;стоит ждать от#nbsp;профконсультанта?

—#nbsp;100%-й гарантии, что профессия будет выбрана на#nbsp;всю жизнь. Современные подростки в#nbsp;будущем будут менять профессию 5−7 раз. Профконсультант не#nbsp;будет принимать итоговое решение за#nbsp;человека, это совместная работа с#nbsp;ним и#nbsp;только при таких условиях начинаем работать.

—#nbsp;А#nbsp;с#nbsp;чем действительно может помочь профконсультант?

—#nbsp;Помочь подростку в#nbsp;самопознании и#nbsp;на#nbsp;этой основе#nbsp;— определить основное направление или на#nbsp;пересечении двух сфер, затем вместе с#nbsp;ребенком выбрать профессию, помочь разобраться в#nbsp;профессии, востребованности рынком, определиться с#nbsp;ЕГЭ, учебным заведением, по#nbsp;возможности предложить практику для проверки гипотезы до#nbsp;поступления.

—#nbsp;Что вы#nbsp;можете сказать насчет призвания? Бывают#nbsp;ли, например, прирожденные учителя?

—#nbsp;Призвание, пожалуй, высшая форма самоопределения. Уверена, что да, бывают, и#nbsp;таких много. Возможно, это прозвучит нескромно, но#nbsp;я#nbsp;тоже отношу себя к#nbsp;такой категории. В#nbsp;8 классе хотела стать учителем -профориентации тогда не#nbsp;было. Поступила в#nbsp;техникум в#nbsp;Ленинграде, получила профессию на#nbsp;пресечении сфер#nbsp;— техника/медицина. Отработала по#nbsp;профессии 5 лет, затем перешла на#nbsp;хозяйственную должность. В#nbsp;27 лет поступила на#nbsp;исторический факультет, в#nbsp;школу пришла только в#nbsp;32. А#nbsp;через 10 лет ушла. Параллельно закончила курсы переквалификации по#nbsp;психологии. У#nbsp;меня есть бизнес-опыт в#nbsp;сфере кредитования и#nbsp;страхования, бизнес-обучения и#nbsp;консалтинга. Осознанно получила такие специализации как медиатор, коуч. В#nbsp;итоге моя деятельность оказалась основанной на#nbsp;образовании, помощи людям в#nbsp;самоопределении. Получается, в#nbsp;8 классе я#nbsp;уже знала, кем буду, но#nbsp;путь получился извилистым и#nbsp;тернистым. Надо сказать, это помогает мне в#nbsp;работе профориентолога.

—#nbsp;Насколько профориентация может помочь школьнику выбрать дополнительное образование, кружок?

—#nbsp;В#nbsp;кружки ходят ребята 2−7 классов, ориентируясь на#nbsp;свои интересы или желания родителей. К#nbsp;профориентологам на#nbsp;этом этапе не#nbsp;обращаются. В#nbsp;музыкальную и#nbsp;художественную школы принимают по#nbsp;задаткам ребенка, что является определенной профориентацией. В#nbsp;детский технопарк Алтайского края «Кванториум.22» идут ребята с#nbsp;техническим складом ума, там#nbsp;же есть био- и#nbsp;гео-квантумы. В#nbsp;Кванториуме встречала ребят, которые интересуются созданием бизнес-проектов.

Подростки 9−10 классов, которые приходят к#nbsp;нам на#nbsp;профориентацию, уже не#nbsp;посещают кружки, в#nbsp;основном занимаются с#nbsp;репетиторами по#nbsp;предметам.

—#nbsp;Как профконсультант может учесть меняющийся ландшафт профессий? Ведь появляется очень много новых профессий, исчезают старые.

—#nbsp;Профконсультанту важно быть в#nbsp;курсе происходящего в#nbsp;экономике и#nbsp;на#nbsp;рынке труда. По#nbsp;данным Атласа новых профессий от#nbsp;Агентства стратегических инициатив и#nbsp;«Сколково» к#nbsp;2030 году появятся 186 новых профессий и#nbsp;57 исчезнут. В#nbsp;то#nbsp;же время очень мало вузов готовят сейчас к#nbsp;новым профессиям. С#nbsp;подростками определяем базовое образование и#nbsp;выдвигаем гипотезу карьерной траектории для переквалификации на#nbsp;новую профессию, когда это потребуется. Подросток понимает, что будущего не#nbsp;нужно бояться, всегда есть возможности.

—#nbsp;Современные подростки стремятся зарабатывать побольше денег или хотят реализоваться в#nbsp;жизни, реализовать свой потенциал?

—#nbsp;Мы#nbsp;видим в#nbsp;основном ребят, которые хотят сделать мир лучше, реализоваться. Их#nbsp;волнует экология. Некоторые совсем забывают про деньги. Есть и#nbsp;те, кто деньги ставит на#nbsp;первое место. Чаще всего это мальчики, ориентированные на#nbsp;физический труд. Видим также много страхов, неуверенности.

—#nbsp;Есть#nbsp;ли тенденции в#nbsp;выборе профессий людьми?

—#nbsp;Профессию могут выбирать по#nbsp;престижности, зарплате, востребованности. Но#nbsp;все чаще её#nbsp;хотят выбирать по#nbsp;душе.
Ссылка на интервью в Алтайской правде.