Альфа Карьера — блог
Карьера

Интервью с профориентологом-психологом Дведенидовой Т.Н.

Журналист газеты «Алтайская правда» взял интервью у Татьяны Николаевны Дведенидовой, руководителя Школы профориентации и карьеры «Альфа», профориентолога-психолога, карьерного консультанта.

— Как у современных подростков с пониманием того, кем они хотят быть? И чем обоснованы проблемы в самоопределении?

— 70% школьников не знают, чем хотят заниматься в будущем и только 5% определяются точно (по данным исследования WorldSkills Russia). И это системная проблема всей профориентационной работы в нашей стране: мало профориентологов-практиков, а у школы свои задачи. При этом родители не знают, как помочь ребенку, имеют слабое представление о том, как проводится современная профориентация. Подростки не знают, как выбирать профессию, не понимают своих преимуществ, сильных сторон. У них есть страх ошибиться при выборе, и знание разных профессий — слабое.

— Почему профориентация важна для школьников Алтайского края?

— Осознанная профориентация дает возможность школьникам в будущем не потерять время и силы вначале на обучении не своей профессии, а затем и на нелюбимой работе. Для экономики страны тоже важно.

— Как вы относитесь к определенной профориентации уже в старших классах школы (набор в классы «физтех», «химбио» и тд)?

— Положительно. Однако до выбора профиля класса хорошо бы пройти индивидуальную профориентацию.

— Какие есть модели профориентации в школе и как они реализуются?

— В школах разрабатывают свои модели профориентации, насколько они качественно проработаны и как реализуются — большой вопрос.

— В школе по новым ФГОС должна проводиться профориентация. После неё школьники действительно будут готовы к осознанному выбору будущего?

— Пока не понятно, как будет практически реализовываться системная профориентация в школе, по каким программам. Проблема в отсутствии в школах профориентаторов с современными методиками. А загруженные работой учителя или школьный психолог едва ли смогут вести эту работу системно.

Школа может закупать методические комплексы с программами. Например, «Профилум» предлагает платные разработки для школ в виде курса карьерной грамотности для 8−9 классов. Основой их профориентирования является критерий — навыки и интересы ребенка. Есть федеральные проекты «Проектория», «Билет в будущее», после тестирования ребята могут лучше узнать о профессиях с помощью дополнительных мероприятий.

Говорить же об осознанном выборе профессии при использовании только тестовых методик не приходится. С подростком нужно работать индивидуально или в малой группе — погружать его в тему.

— Какие методы профориентации можно применять в школе, в том числе обычным педагогам?

— Есть проверенные методики по профориентации, но не все они отвечают нашему времени. Можно использовать классику и более современные разработки: дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова, «Матрицу профессий» Резапкиной Г., диагностику структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н.О. Садовникова), «Карту интересов» А. Е. Голомштока, методики Э. Давыдовой и другие.

Но и здесь есть свои проблемы: по результатам применения этих методик могут получаться противоречивые данные, а учителям сложно все это интерпретировать — нужны специальные знания. На мой взгляд, положительно повлияет на осознанность выбора учеников тот же рассказ педагогов на классных часах о важности профориентирования и критериях выбора профессии. Это познакомит ребят с интересующими их профессиями. Но нужна программа, по которой они смогут регулярно проводить эту работу.

— Известно, что порядка 38% россиян работают не по профессии, которой они учились. Как вы считаете, это следствие как раз проблемы профориентации в школьном возрасте?

- Статистика еще более грустная. По данным опроса Роструда только 27% работают по специальности. И эта проблема идет от не осознанного выбора профессии в школьном возрасте: без понимания своих способностей, интересов, знания функционала профессий и соотношения своих личных качеств с требованиями профессии.

Конечно, это не единственная проблема, почему такая статистика. Например, после окончания вуза молодой человек не смог устроиться по специальности. Взрослые люди могут менять свою профессию, так как выросли из нее, либо ищут более высокооплачиваемую. И все же, если сделан верный выбор в школьном возрасте, человек все равно будет стремиться реализоваться в конкретной профессии.

— Многие родители считают, что профориентирование не дает точных результатов, а только путает ребенка с выбором. Насколько такая позиция обоснована и какова реальная результативность профориентации?

— Соглашусь, что такое бывает. Все зависит от профессионализма специалистов и центров профориентации. После небольшого собеседования ребенок проходит тест, затем программа выдает результат из более 30 профессий и это никак не облегчит жизнь родителям.

Профориентацию можно считать успешной, если ребенок может родителям ответить на вопросы: какую профессию выбрал? Почему именно эту? Что будешь делать, когда станешь таким специалистом? Какие экзамены будешь сдавать, какой вуз, колледж выбрал?

В то же время, мы понимаем, что ребенку на 100% определиться очень сложно даже вместе со специалистом.

— В каком возрасте нужно проводить профориентирование и почему?

— С 14 лет, 8 класса, когда нужно выбрать профиль класса. На профориентацию к нам чаще всего приходят родители с ребятами 9−10 классов. Польза от профориентации с 8 класса — есть время заняться самопознанием, познакомиться с миром профессий до момента выбора в 9 или 11 классе.

— Кто обычно инициирует профориентацию в семье — родитель или школьник?

— Из моего опыта 90% участия — родитель и только 10% - школьник.

— Из чего состоит профориентация в специальном учреждении?

— Расскажу на примере нашей Школы профориентации и карьеры «Альфа». Мы начинаем со встречи — родитель и ребенок, проводим интервью с родителем и подростком и экспресс-тестирование. Это бесплатный этап работы. Если сразу высвечивается направление, то озвучиваем и предлагаем глубже разобраться на:

  • профориентационном квесте «Моя будущая профессия» (в группе до 8 человек);
  • профориентации в минигруппе до 4-х человек;
  • индивидуальной профориентации.

В Школе профориентации и карьеры «Альфа» мы считаем, что внутри человека есть все ответы на вопросы, кем ему быть в жизни и наша задача — помочь. Для этого разработана собственная программа, которая базируется на исследовании вместе с подростком его личностных характеристик и соответствии их требованиям выбранной профессией. Профессия должна быть востребована в момент выбора и должна быть возможность ее переквалификации. Оценивается также перспектива поступления в вуз или суз с имеющимися школьными оценками по предметам. Для работы используется инструментарий:

  • собственные опросники,
  • интервью,
  • проективные методики,
  • новая комплексная методика тестирования Digital Human.

Методика Digital Human базируется на поиске и совпадении ценностей и интересов ребенка. Ценности здесь — это образ будущего, определяемый подростком. Анализируются мотивы, карьерные ориентации, soft skills и личностные качества, стили обучения и другие параметры. Основу методики составляет реализованная в ней типология карьерных или профессиональных сфер, используются классические подходы Холланда и Климова. С другой — учитывает реалии российской экономики и рынка труда.

Типология профессионального выбора включает в себя десять сфер:

1. Сфер экономики и управления.

2. Сфера здравоохранения.

3. Сфера образования.

4. Креативная сфера.

5. Сфера медиа.

6. Сфера производства.

7. Сфера силовых структур.

8. Сфера маркетинга и продаж.

9. Сфера IT.

10. Научно-исследовательская сфера.

Но даже такая продуманная методика не даст ответа — какую именно профессию выбрать. Это только часть нашего инструментария. Результат получается при совместной работе профориентолога с подростком. В итоге получается завершенный проект — подросток понимает кем быть и почему, какие экзамены сдавать, куда идти учиться после школы.

— Какие есть другие методы кроме консультирования и тестирования?

— Применяются интервью, знакомство с представителями профессий — очно и по видео, экскурсии на предприятия, организация практики по выбранной профессии.


— Чего не стоит ждать от профконсультанта?

— 100%-й гарантии, что профессия будет выбрана на всю жизнь. Современные подростки в будущем будут менять профессию 5−7 раз. Профконсультант не будет принимать итоговое решение за человека, это совместная работа с ним и только при таких условиях начинаем работать.

— А с чем действительно может помочь профконсультант?

— Помочь подростку в самопознании и на этой основе — определить основное направление или на пересечении двух сфер, затем вместе с ребенком выбрать профессию, помочь разобраться в профессии, востребованности рынком, определиться с ЕГЭ, учебным заведением, по возможности предложить практику для проверки гипотезы до поступления.

— Что вы можете сказать насчет призвания? Бывают ли, например, прирожденные учителя?

— Призвание, пожалуй, высшая форма самоопределения. Уверена, что да, бывают, и таких много. Возможно, это прозвучит нескромно, но я тоже отношу себя к такой категории. В 8 классе хотела стать учителем -профориентации тогда не было. Поступила в техникум в Ленинграде, получила профессию на пресечении сфер — техника/медицина. Отработала по профессии 5 лет, затем перешла на хозяйственную должность. В 27 лет поступила на исторический факультет, в школу пришла только в 32. А через 10 лет ушла. Параллельно закончила курсы переквалификации по психологии. У меня есть бизнес-опыт в сфере кредитования и страхования, бизнес-обучения и консалтинга. Осознанно получила такие специализации как медиатор, коуч. В итоге моя деятельность оказалась основанной на образовании, помощи людям в самоопределении. Получается, в 8 классе я уже знала, кем буду, но путь получился извилистым и тернистым. Надо сказать, это помогает мне в работе профориентолога.

— Насколько профориентация может помочь школьнику выбрать дополнительное образование, кружок?

— В кружки ходят ребята 2−7 классов, ориентируясь на свои интересы или желания родителей. К профориентологам на этом этапе не обращаются. В музыкальную и художественную школы принимают по задаткам ребенка, что является определенной профориентацией. В детский технопарк Алтайского края «Кванториум.22» идут ребята с техническим складом ума, там же есть био- и гео-квантумы. В Кванториуме встречала ребят, которые интересуются созданием бизнес-проектов.

Подростки 9−10 классов, которые приходят к нам на профориентацию, уже не посещают кружки, в основном занимаются с репетиторами по предметам.

— Как профконсультант может учесть меняющийся ландшафт профессий? Ведь появляется очень много новых профессий, исчезают старые.

— Профконсультанту важно быть в курсе происходящего в экономике и на рынке труда. По данным Атласа новых профессий от Агентства стратегических инициатив и «Сколково» к 2030 году появятся 186 новых профессий и 57 исчезнут. В то же время очень мало вузов готовят сейчас к новым профессиям. С подростками определяем базовое образование и выдвигаем гипотезу карьерной траектории для переквалификации на новую профессию, когда это потребуется. Подросток понимает, что будущего не нужно бояться, всегда есть возможности.

— Современные подростки стремятся зарабатывать побольше денег или хотят реализоваться в жизни, реализовать свой потенциал?

— Мы видим в основном ребят, которые хотят сделать мир лучше, реализоваться. Их волнует экология. Некоторые совсем забывают про деньги. Есть и те, кто деньги ставит на первое место. Чаще всего это мальчики, ориентированные на физический труд. Видим также много страхов, неуверенности.

— Есть ли тенденции в выборе профессий людьми?

— Профессию могут выбирать по престижности, зарплате, востребованности. Но все чаще её хотят выбирать по душе.
Ссылка на интервью в Алтайской правде.